Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы настоящей курсовой работы обусловлена следующими аспектами. Основой формирования любой организационной группы является управление. Управление – внутреннее качество целостной организационной системы – рассматривается как циклический информационный процесс, осуществляемый в замкнутом контуре для достижения конкретной цели. При этом составной частью управленческих функций являются выработка, принятие и реализация управленческих решений. Современной динамике социально-политических процессов характерно сохранение роли государства как основного института политической системы, который выполняет функции организации, контроля, и преобразование ряда функций политического субъекта, который непосредственно принимает решения. Такое состояние обусловлено модернизацией и внедрением в социально-политический процесс инновационных методов управления и методов, определяющих процесс принятия решений.
Эффективность каждого управленческого решения в значительной мере зависит от выполнения и соотношения функций управленческого решения как в ходе его подготовки, так и на этапе внедрения.
С учетом вышесказанного повышение эффективности и качества управленческих решений является актуальной задачей современного времени и становится реальным инструментом достижения поставленных целей. Поэтому особую важность приобретает умение вырабатывать управленческие решения с неизбежным риском. Решения по управлению производством в этих условиях отличаются особой ответственность, и сложность их выработки возрастает.
Научная разработанность проблемы. Проблемам принятия управленческих решений в современных теориях социального управления, социологии, теории организации, стратегического менеджмента, кризисного управления уделяется большое внимание. Тем не менее, в данных дисциплинах отсутствует целостное представление о процессе выработки решений и их обусловленности организационными и индивидуальными ценностями.
Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность и потребности практики в научно обоснованных рекомендациях по конструированию эффективного процесса принятия решений обусловили выбор объекта, предмета исследования, его цели и задач.
Объектом исследования является процесс разработки и принятия решений в системе организационного управления.
Предметом исследования является изучение особенностей влияния организационных норм и ценностей на принятие управленческих решений.
Цель работы – рассмотреть коммерческую деятельность по закупкам сырья и материалов на торговом предприятии и её эффективность.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и сущность управленческого решения;
определить эффективность управленческих решений в организации;
рассмотреть характеристику организационной структуры торговой организации «Магнит» г. Курска;
рассмотреть анализ организации коммерческой деятельности по закупкам сырья и материалов в гипермаркете «Магнит»;
дать анализ процедур и методов принятия управленческого решения торговой организации «Магнит» г. Курска;
предложить рекомендации по совершенствованию принятия управленческих решений.
Структура работы включает в себя: введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты принятия эффективности и качества управленческих решений
1.1. Понятие и сущность управленческого решения
Управленческое решение – это важнейший вид труда управленческого персонала, состоящий из целенаправленных, взаимосвязанных, обладающих логической последовательностью действий, обеспечивающих достижение задач управления.
Управленческие решения разрабатываются для социальных систем. Они ориентируются на такие аспекты, как: управление в системе управления, стратегическое планирование, управление персоналом (такими характеристикам, как умения, знания и производительность), управление деятельностью в сфере обслуживания и производства, формирование управленческой структуры предприятия, консультирование по вопросам управления, менеджмент внешних и внутренних коммуникаций [19, с. 461].
К управленческим решениям предъявляется ряд требований: научная обоснованность. Решения должны приниматься не интуитивно, а на основе научных методов, анализа данных по внешней и внутренней среде, непротиворечивость. Если одно управленческое решение противоречит другому, то как минимум одно из них не будет работать (а в худшем случае даже оба), своевременность. Если даже самое взвешенное и выверенное решение принято поздно, то предприятию оно не принесет пользы, поэтому менеджеры должны находить баланс между скоростью принятия решения и его обоснованностью. В любом случае, решение принимается в координатах «риск-время». Чем больше времени тратится на подготовку решения, тем меньше риск упустить из внимания некие аспекты ситуации, но больше вероятность получить несвоевременное решение, адаптивность [12, с. 41].
Предприятие существует в условиях изменяющихся условий, поэтому оно должно быть гибким, обеспечивающим приспосабливаемость, реальность. Решения должны быть исполнимыми, иначе в них нет смысла.
Процесс принятия решений представляет собой постоянную и весьма ответственную часть работы руководителя. Принятие решений пронизывает все действия руководителей от разработки цели до ее осуществления. Последствия от принятых решений могут затрагивать не только интересы отдельного человека или группы людей, но и всего общества – например, когда по вине предприятий случаются экологические катастрофы [8, с. 12].
В связи с этим суть принимаемого решения должна быть тщательно продумана. Управленческие решения могут принимать разные формы: форма разработки (указ, закон, приказ, распоряжение, контракт), форма реализации (убеждение, разъяснение, деловая беседа).
У любого управленческого решения есть некая предпосылка: необходимость осуществить действие, потребность в ликвидации проблемы, желание уменьшить актуальность проблемы. Определение 2 Целью принятия управленческого решения является разрешение задачи или проблемы несоответствия между фактическим состоянием объекта управления и заданным по плану состоянием.
Возникновение проблемы может быть определено по одному из признаков: происходит снижение эффективности функционирования предприятия, полученные результаты не соответствуют поставленным целям, получены результаты, демонстрирующие отставание от результатов конкурентов.
Факторами возникновения проблем являются: ошибочные принципы, на которых построена деятельность компании, неверные критерии оценки функционирования предприятия, его структурного подразделения или отдельных работников. Если критерии завышены, будет казаться, что проблема есть там, где на самом деле ее нет; если занижены – будет приуменьшен реальный масштаб проблемы или она вовсе не будет выявлена, допущенные в процессе достижения цели нарушения, вызванные как случайными причинами, так и осознанным желанием нанести ущерб предприятию или конкретному сотруднику, обстоятельства непреодолимой силы, такие как техногенные катастрофы, стихийные бедствия, войны и вооруженные конфликты.
Классификация управленческих решений. Все многообразие принимаемых управленческих решений можно классифицировать по разным основаниям:
1. По субъекту управления: государственные, относящиеся к предприятиям, общественных организаций.
2. По сроку действия и целям: стратегические, тактические, оперативные,
3. По степени жесткости: директивные, рекомендательные, ориентирующие.
4. По функциональной ориентации: организационные, плановые, координирующие, контролирующие, регулирующие.
5. По способу выработки и утверждения: коллегиальные, единоличные.
6. По степени определенности информации, доступной лицу, принимающему решения: принимаемые в условиях полной определенности, принимаем
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. – 19 декабря.
2. Актуальные вопросы современного экономического развития : монография / Авт. кол.: Бондаренко Е.А., Слинько Д. И., Степанов С.Л., Карасюк Е.И. и др. – Ставрополь : Секвойя, 2017. – 221 с. Андреев Б. Ф. Основы менеджмента / Б. Ф. Андреев. – Москва : Дело, 2017. – 378 с.
3. Бережная, Е.В. Методы и модели принятия управленческих решений: Учебное пособие / Е.В. Бережная, В.И. Бережной. - М.: Инфра-М, 2016. - 384 c.
4. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. В 2 т. / И.А. Бланк. - М.: Омега-Л, 2019. - 128 c.
5. Борисова Н.И. Психологические аспекты управления человеческими ресурсами организации в современных рыночных условиях / Н.И. Борисова // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 39. – С. 70-75.
6. Большаков А. С. Современный менеджмент : теория и практика / А. С. Большаков. – Санкт – Петербург : Питер, 2017. – 412 с.
7. Виханский О. С. Менеджмент / О. С. Виханский. – Москва : МГУ, 2015. – 302 с.
8. Глухов В. В. Основы менеджмента / В. В. Глухов. – Санкт – Петербург : Питер, 2016. – 438 с.
9. Гребцова В. Е. Менеджмент / В. Е. Гребцова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. – 288 с.
10. Голубков, Е.П. Методы принятия управленческих решений в 2 ч. Часть 2: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.П. Голубков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 264 c.
11. Голубков, Е.П. Методы принятия управленческих решений в 2 ч. Часть 1: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.П. Голубков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 196 c.
12. Золотова, Т.В. Методы принятия управленческих решений (для бакалавров) / Т.В. Золотова. - М.: КноРус, 2018. - 381 c.
13. Егоршин, А.П. Основы менеджмента: Учебник / А.П. Егоршин. - М.: Инфра-М, 2018. - 288 c.
14. Игнатьева А. В. Менеджмент / А. В. Игнатьева. – М.: Юнити, 2016. – 360 с.
15. Логинов, В.Н. Методы принятия управленческих решений: Учебное пособие / В.Н. Логинов. - М.: КноРус, 2018. - 309 c.
16. Махметова Б. Эффективное управление персоналом организации / Б. Махметова // Уральский научный вестник. – 2017. – Т. 3. – № -1. – С. 35-37.
17. ООО «Агроторг». [Электронный ресурс]. – URL: https://www.rusprofile.ru/id/3013237
18. Орлов, А.И. Методы принятия управленческих решений (для бакалавров) / А.И. Орлов. - М.: КноРус, 2018. - 317 c.
19. Патрахина Т. Н. Сущность и содержание понятия «мотивация» в системе управления / Т. Н. Патрахина, К. П. Романчук // Молодой ученый. – 2015. - № 7. – С. 461-464.
20. Рубчинский, А.А. Методы и модели принятия управленческих решений: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.А. Рубчинский. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 526 c.
21. Федоренков, Д.И. Анализ маркетинговой деятельности крупных сетевых магазинов / Д.И. Федоренков // [Электронный ресурс]. – URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/03/11064.
22. Черняк, В.З. Методы принятия управленческих решений: Учебник / В.З. Черняк. - М.: Academia, 2019. - 296 c.